План-конспект урока по математике в 5 классе по теме «Формула скорости»

08.04.2019

            ГКОУ РД «Новотанусинская СОШ

            Хунзахского района» ЦОДОУ ЗОЖ 

 

 

 

 

 

                                План-конспект

     урока по математике

в 5 классе

по теме

«Формула скорости»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Провела учитель математики

       Омарова Патимат Магомедовна.

 

                    

 

             Конспект урока по теме  «Формула скорости» 5 кл.

 

Цели и задачи урока:

 

- образовательные:

      * формирование умений решать задачи на движения;

      * проверка навыка устных вычислений.

 

- развивающие:

       * развитие логических операций: сравнение и анализ;

       * развитие интереса у учащихся к математике и расширение кругозора.

 

- воспитательные:

       * воспитание аккуратности при работе в тетрадях;

       * воспитание внимательности друг к другу;

       * формирование познавательного интереса и ценностей здорового образа жизни, а так же потребности в нем.    

Инструменты: проектор, экран, презентация, доска и учебник.

 

                                                        Ход урока:

 

1. Организационный  момент «Настроимся на урок!».

                

Учитель: Ребята я предлагаю вам сесть поудобнее, расслабиться и закрыть глаза.

 

(Мягким спокойным голосом учитель произносит следующий  текст)

 

Учитель: Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно чтобы это место существовало на самом деле. Это может быть выдуманное место (уголок природы, сказка, рядом с выдуманными животным или героем мультфильма). Можете представить себе какую-либо хижину в горах, шалаш в лесу, лесную поляну, лужайку которую никто кроме вас не знает. Мысленно окажитесь там, подробно рассмотрите. Что вас окружает. Вы знаете, что самое безопасное место, здесь вас никто не может обидеть, здесь вы хозяин и король. Вы можете в этом месте слушать музыку, играть, читать книгу, смотреть телевизор, разговаривать с другом и т. д.

Вам очень хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может напугать и разозлить, вы успокойтесь, расслабляетесь, отдыхаете. Теперь мысленно возвращаетесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учиться, вам ничего не угрожает, вы сильные и счастливые».

     

(Текст может быть другим. См. Приложение 1)

 

2. Устная работа «Зарядка для ума» - устный счет

 

Учитель: Прежде чем приступить к решению задач проведем зарядку для ума. Я диктую примеры, вы выполняете все арифметические операции в уме и записываете в тетради только ответы.

 

(Учитель раздает листочки, дети подписывают их. Когда все дети готовы, учитель  диктует примеры. Дети записывают ответы  на листочки.)

Примеры для устного счета:

Найти:

1) Сумму чисел 81 и 13;

2) Произведение чисел 11 и 7;

3) Разность чисел 100 и 33;

4) Частное от деления 16 на 2;

5) Сумму трех чисел 16, 65 и 14;

6) Произведение чисел 25, 2 и 1;

7) Частное отделения 56 и 8;

8) Разность чисел 200 и 1

9) Произведение чисел 66 и 0;

10) Частное от деления 81 и 3.

 

3. Актуализация знаний учащихся

 

Учитель: Запишем число и тему урока «Решение задач на движение».

 

Учитель:  Прежде, чем приступить к непосредственному решению задач на движение, нам необходимо вспомнить, что же такое движение. Когда мы смотрим на какое-нибудь тело или предмет, то мы можем сказать, что оно либо движется, либо покоится. С помощью, каких величин мы можем описать движение?

Ученики: Скорость, время и путь.

 

 

4. Повторение формулы пути

 

Учитель: Из 4 класса Вы помните, что скорость обозначается буквой «v», путь – «s», а время –«t». А какая же формула связывает эти три величины?

Ученики: Путь равен произведению скорости на время.

Учитель: По этой формуле, зная время и скорость можно найти путь, пройденный телом. Если мы будем знать путь и время, то сможем найти скорость тела. И, конечно же, если мы будем знать скорость и путь, то сможем найти время, в течение которого тело двигалось. Данная формула называется формулой пути. Теперь после того, как мы вспомнили основные величины, которые описывают движение и формулу пути, мы можем приступить к решению задач.

 

(Учащиеся записывают формулу пути в тетради, с необходимыми пояснениями)

 

5. Решение задач на движение с использованием проектора.

 

Задача №1.

Автомобиль движется со скоростью 60 км/ч. За какое время он пройдет путь в 600 км.

 

Учитель: Что нам известно из условия задачи, а что необходимо найти?

Ученики: Путь, пройденный автомобилем равен 600 км, а скорость движения 60 км/ч. Необходимо найти время  движения автомобиля.

 

(Ученики делаю схематичный рисунок в своих тетрадях, и записывают Дано.)

 

Учитель: Как мы можем найти время, если известны путь и скорость?

Ученики: По формуле пути S=vt.

Учитель: Составим уравнение:

                  600=60t

Учитель: Как найти неизвестный множитель?Хочу такой сайт

Ученики: Чтобы найти неизвестный множитель необходимо произведение разделить на другой множитель, то есть, чтобы найти t надо 600 разделить на 60.      

                  t=600:60

                  t=10

                  Ответ: Время движения автомобиля 10 часов.

 

Учитель:  Решим следующую задачу.

 

Задача №2.

Из деревни Иваново одновременно в противоположных направлениях выехали две машины. Первая машина едет со скоростью 60 км/ч, а вторая – 50 км/ч. Какое расстояние будет между машинами через 3 часа?

 

Учитель:  Что нам известно из условия задачи и необходимо найти?

Ученики: Известно, что две машины выехали одновременно. Так же известно, что первая машина едет со скоростью 60 км/ч, а вторая – 50 км/ч. Необходимо найти расстояние между машинами через 3 часа?

Учитель: Как найти расстояние между этими машинами через 3 часа?

 

(Ученики делаю схематичный рисунок в своих тетрадях, и записывают Дано.)

 

Ученики: Известно, что две машины выехали одновременно, и каждая из них пробыла в пути по 3 часа.

Учитель:  Теперь, когда мы знаем скорость каждой машины и время движения, мы можем найти путь, пройденный каждой машиной. А как тогда найти расстояние между ними?

Ученики: Когда мы узнаем s1 - путь, пройденный первой машиной, и s2 - путь, пройденный второй машиной, и сложим s1 и s2, то найдем расстояние между машинами через 3 часа.

 

(Учитель вызывает одного ученика к доске, чтобы записать решение данной задачи, а остальные ученики записывают решение у себя в тетрадях.)

 

Ученик: Чтобы найти путь, пройденный первой машиной необходимо, скорость v1 умножить на t.

1)                  s1= v1 t

2)                  60*3=180 (км)- путь, пройденный первой машиной за 2 часа.

Чтобы найти путь, пройденный второй машиной надо v2 умножить на t.

3)                  s2= v2 t

4)                  50*3=150 (км) – путь, пройденный второй машиной за 3 часа.

Теперь, зная s1 и s2, мы можем найти расстояние между машинами:

5)                  s= s1+ s2

6)                  180+150=330 (км) – расстояние между машинами через 3 часа.

Ответ: 330 км.

 

Учитель:  Сейчас мы решали задачу, когда тела двигались в противоположные стороны друг от друга, а теперь решим задачу, когда две тела движутся навстречу.

 

Задача №3.

Расстояние между двумя деревьями 800 см. Одновременно друг другу на встречу от этих деревьев ползут две черепахи. Первая ползет со скоростью 130 см/мин, а вторая – 97 см/мин. Чему равно расстояние между черепахами через 3 минуты?

 

Учитель: Что нам известно из условия задачи и что надо найти?

Ученики: Мы знаем, что одновременно навстречу друг другу ползут две черепахи. Первая со скоростью 130 см/мин, а вторая – 97 см/мин. Так же известно, что они ползут в течение одинакового времени - трех минут. Надо найти расстояние между ними через 3 минуты.

Учитель: Как найти это расстояние?

Ученики: Мы знаем скорость и время движения первой и второй черепах, значит, можем найти расстояния, которые они проползли за 3 минуты. Так же мы знаем, что расстояние между деревьями равно 800 см. Если мы сложим расстояния, которые проползли эти черепахи, а затем результат вычтем из 800 см, то найдем расстояние между черепахами через 3 минуты.

 

(Учитель вызывает одного ученика к доске, чтобы записать решение данной задачи, а остальные ученики записывают решение у себя в тетрадях.)

 

Ученики: Рассмотрим первую черепаху. Мы знаем скорость ее движения и время 3 минуты, тогда мы можем найти расстояние, которое она проползет за это время.

1)                  s1= v1 t

2)                  130*3=390 (см) – расстояние, которое проползла первая черепаха.

Рассмотрим вторую черепаху, зная ее скорость и время движения, мы то же можем найти расстояние, которое она проползла.

3)                  s2= v2 t

4)                  97*3=291 (см) – расстояние, которое проползла вторая черепаха.

Если сложить s1 и s2, а затем результат вычесть из s, то найдем s3, то есть расстояние между черепахами через 3 минуты.

5)                  s3= s-(s1+ s2)

6)                  800-(390+291)=119 (см) – расстояние между черепахами через 3 минуты.

Ответ: 119 см.

 

Учитель: Решив несколько задач на движение и вспомнив формулу движения, какой вывод мы можем сделать?

Ученики: Зная время и скорость можно найти путь, пройденный телом. Если мы будем знать путь и время, то сможем найти скорость тела. И, конечно же, если мы будем знать скорость и путь, то сможем найти время, в течение которого тело двигалось.

                                   6. Минутка здоровья

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас давайте немного отдохнём, снимем усталость, зарядимся для дальнейшей работы.          Раз – подняться, подтянуться,

                                                     Два – согнуться, разогнуться,

                                                     Три – в ладоши три хлопка,

                                                       Головою три кивка,

                                                       На четыре – руки шире,

                  Пять – руками помахать,

                  Шесть – за парты тихо сесть,

                  Семь, восемь – лень отбросим.

 

Учитель: Отдохнули, зарядились энергией и продолжим работу.

 

(Можно выполнять и другие упражнения. См. Приложение №2)

 

7. Самостоятельная работа

 

Учитель: Сейчас на экране вы видите текст трех задач на движение. Правильно решив задачи, вы узнаете:

1. Сколько минут в день необходимо гулять для поддержания хорошего самочувствия?

2. С какой скоростью надо бежать, чтобы выполнить задание на уроке физической культуры?

3. Сколько километров проезжает велосипедист, если известны скорость и время?

 

Учитель:

Первые пять учеников правильно решившие задачи получат оценки в журнал.

 

Задачи на экране:

1. Для хорошего самочувствия каждый ученик в день должен проходить 8 км со скоростью 4 км/ч. Сколько времени необходимо проводить на свежем воздухе.

2. На уроке физической культуры, ученик за 15 минут пробегает 4 круга по 500 м. С какой скоростью должен бежать ученик, чтобы получить хорошую оценку?

3. Ученик расстояние от дома до школы проезжает за 20 минут со скоростью 200 м/мин. Сколько километров от дома до школы?

 

8. Подведение итогов урока

 

Учитель: А теперь давайте подведём итог нашего урока. Как вы думаете, все поставленные цели были выполнены?

Дайте оценку своей работы на уроке.

С какими трудностями столкнулись на уроке?    (Ученики подводят итог урока).

 

Учитель: Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Мне было очень приятно с вами работать. Я надеюсь, что сведения, которые вы сегодня услышали на уроке, пригодятся вам в жизни.

 

9. Заключительный этап

 

А) Домашнее задание

 

п. 17 - читать, № 674-676, №683, №688

 

Б) Выставление оценок за урок

   

Используемая литература:

1. Математика – 5, Н. Я. Виленкин. М.: Мнемозина, 2010

2. Дидактические материалы по математике – 5, А. С. Чесноков, К. И. Нешков, М.: Просвещение, 2008

3. Математические диктанты – 5 класс, В. И. Жохов, М.:Росмэн, 2009

4. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.,Просвещение,1991

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 08.04.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285701298

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».